Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Руководитель физического воспитания

Дата: 29 апреля 2018 в 12:52, Обновлено 18 мая в 15:58

ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.

1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.

2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.

3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

КУПАНИЕ КАК ЗАКАЛИВАЮЩАЯ  ПРОЦЕДУРА

Купание в открытых водоемах является наиболее силь­нодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновремен­ное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации — на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чис­тым. Лучше, если место для купания детей будет огорожено барьером. Течение воды не должно быть сильным. Для купания детей, умеющих хорошо ходить,   т.е. не младше 2-3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25—30 см; наибольшая допустимая глубина — не выше пояса детям, Купание лучше начинать при установившейся безветренной погоде, темпера­туре воздуха 25—26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купа­ния — от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Продолжитель­ность первых купаний для детей 2—3 лет ограничивается двумя-тре­мя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2—3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре—до 5—6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует до­суха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4—7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.

Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и меха­ническое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соле­ность и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного кли­мата — с 3 лет. Для детей до 2 лет, особенно больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1—2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увеличивают до 5—8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в во­ду. По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать малышам нем­ного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в песке. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохлад­ную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обти­ранием.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям с очень низкой массой тела, страдающим сердечно-сосудистыми за­болеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания. Безусловно, запрещается купаться при повышенной температуре, острых респираторных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

В течение последних лет получило известное распространение так называемое раннее плавание детей. Эта водная процедура для здоровых детей; начинается она со второй, третьей недели жизни ребенка. Хотя этот вид закаливания проводится еще задолго до поступления в дошкольное учреждение, воспитатели должны быть знакомы с этим способом.

Физиологической основой раннего плавания является безуслов­ный рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети, что позволяет, применяя эту общую водную процедуру, постепенно уве­личивать время пребывания ребенка в воде и формировать а даль­нейшем навыки плавания. Раннее плавание проводится по назна­чению врача.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание дозы плавания на каждом занятии — в диапазоне 10—15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца —0,5°. При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение закален­ности — снижением температуры воды.

Занятия плаванием проводятся в условиях поликлиники, под­готовленным медицинским персоналом, по индивидуально разрабо­танной методике под строгим врачебным контролем, с учетом сос­тояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или дис­комфорт в температуре тела (появление «гусиной кожи», озноба, резкого покраснения тела и т. д.) является показанием к немедлен­ному прекращению процедуры. Этот вид закаливания только начал подвергаться всестороннему клиническому и экспериментальному изучению, поэтому проводить раннее плавание следует с осто­рожностью.

Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями до­казано, что систематические занятия плаванием улучшают физи­ческое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах1.

Солнечные ванны

           Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими являются солнечные лучи. Это свя­зано с тем, что солнце — мощный источник излучения инфракрас­ных видимых и ультрафиолетовых лучей. Физические особенности различных видов лучистой энергии определяют различное их фото­биологическое и физиологическое действие на живые организмы.        

          При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей, так как именно они являются одним из жизненно важных элементов внешней среды, в которой обитает человек. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем: улучшается общее состояние организма, состав крови, уси­ливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается сон. Кроме того, необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Ультрафио­летовая часть спектра способствует выработке в организме вита­минов D2 и  D3. относящихся к средствам предупреждения и лече­ния рахита.

  Инфракрасные лучи оказывают тепловое действие и усиливают эффект от ультрафиолетовых лучей.

Солнечные лучи подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные. Влияние прямых, отвесно падающих лучей, наиболее сильно. Косые лучи длительно проходят через атмосферу и поэтому слабее действуют на организм. Рассеянные лучи образуются при прохождении солнечного света сквозь облака и листву деревьев, их действие еще слабее. Отраженные солнечные лучи — это дневной свет.

Сила физиологического воздействия солнечных лучей значи­тельна, поэтому пребывание детей дошкольного возраста, особенно первых трех лет жизни, в не защищенных от солнца местах огра­ничивается.

Солнечные ванны (спокойное лежание под прямыми лучами солнца) детям раннего возраста противопоказаны. Они могут вы­звать резкое перегревание (тепловой солнечный удар) и ожоги кожи.

Детей первого года жизни не выносят на солнце. После пред­варительного пребывания в тени, где температура воздуха должна быть не ниже 20°, их можно поместить под рассеянные лучи (свето­тень) для спокойной игры в манеже. Кроме этого, свето-воздуш­ные ванны можно делать в теплую, безветренную погоду начиная с 3 месяцев, когда температура в тени не ниже 22°, Продолжитель­ность первой свето-воздушной ванны 3 минуты, затем один раз в три дня добавляют по 2 минуты, доводя время 10-й свето-воздушной ванны до 10 минут. Детям от 3 до 6 месяцев это время не увеличи­вают. Во втором полугодии жизни ребенка на процедуру продолжают прибавлять по 5 минут один раз в 4 дня, доведя к 26—27-й ванне до 30 минут.

Курс свето-воздушных ванн состоит из 25—30 процедур. Лучшее время для их приема  с 9 до 12, на юге — с 8 до 10 часов.

Детям от 1 годадо 3лет в летнее время рекомендуется пребы­вать на площадке, которая имеет в равных соотношениях участки сплошной тени (лучше от зелени, чем от навесов) и светотени («кружевная» тень от листвы деревьев).

На площадке, где находятся дети от 2 до 3 лет, могут быть участ­ки, беспрепятственно облучаемые солнцем, но малышей нельзя за­держивать там больше 5—6 минут в первые дни, а затем после появ­ления хорошего загара они могут находиться на облучаемом солнцем участке 8—10 минут (в течение дня посещать этот участок 2—3 ра­за). Одежда должна предохранять ребенка от перегревания.

Свето-воздушные ванны рекомендуется принимать, начиная с температуры воздуха не ниже 20° в тени, в последующем, когда дети привыкнут, можно продолжать эти ванны и при более низкой темпе­ратуре —15---160, но тогда малыши должны заниматься какой-либо подвижной игрой. Продолжительность первой с вето-воз душ но и ван­ны 5 минут: зачем, увеличивая продолжительность ванны на 5 ми­нут один раз в три-четыре дня, к 25—26-й ванне доводят общее время до часа.

В жаркие дни перегревание ребенка может наступить, даже если он находится под рассеянными солнечными лучами. Поэтому летом на прогулке надо чаще поить детей и следить за их общим со­стоянием. Первые признаки перегревания — покраснение лица, пот­ливость. В таком случае малыша немедленно уводят в тень, умывают прохладной водой, дают пить, обеспечивают спокойную игру.

Частое, дробное облучение солнцем может привести к повышению реактивности центральной нервной системы: ребенок становится возбужденным, раздражительным, теряет аппетит, плохо спит, ху­деет. Такой ребенок должен гулять только в тени.

Тяжелым последствием перегревания является тепловой и солнечный удар. Тепловой удар сопровождается потливостью, покраснением кожи, сухостью слизистых, одышкой. Дети жалуются на головную боль, становятся вялыми, поднимается температура, возможна рвота, через несколько часов — понос. Ребенка надо умыть прохладной водой, уложить в постель, назначить разгрузочную дие­ту, обильное питье. Обычно через сутки состояние здоровья норма­лизуется.

При солнечном ударе клиническая картина развивается через 6—8 часов после облучения. Ребенок бледнеет, становится раздра­жительным, капризным. Появляются озноб, головная боль, повыша­ется температура, теряется аппетит; возможны тошнота, рвота, расстройство желудочно-кишечного тракта. Такой ребенок нужда­ется в постельном режиме, разгрузочной диете, обильном питье. К концу суток все явления обычно проходят.

Общими противопоказаниями для пребывания детей на солнце являются

  • истощение,
  • резкая анемия,
  • сильная возбудимость,
  • острые формы туберкулеза,
  • малярия и все другие заболевания в остром периоде.

Для других средств закаливания — воздуха и воды — противопо­казаний нет. В том или ином виде они могут применяться всем детям, различие состоит только в форме их использования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.